Как «Лермонтов» со стендапером Ильёй Озолиным позволит иначе взглянуть на великого поэта
Сюжет рассказывает о последнем дне классика.

. Второй, наоборот, практически останавливает действие, избегая даже традиционных для жанра обязательных объяснений и кратких сводок в начале.
«Пророк» наполнен яркими красками, движением, суетой. В «Лермонтове» первую минуту показывают статичный кадр двора, большая часть действия проходит в тишине, прерываясь негромкими разговорами друзей о самых будничных делах. История Пушкина вся состоит из гротеска и театральности. Фильм о Лермонтове сурово реалистичен.
Это не значит, что какая-то из картин хуже или лучше — тут дело исключительно во вкусах зрителя. Что Умаров, что Бакурадзе по-своему справляются с невыполнимой задачей: рассказать о человеке, про которого, с одной стороны, уже и так всё сказано, с другой — приходится говорить слишком много.

Кадр из фильма «Лермонтов»
К каждому из фильмов при желании можно придраться, но они оба уходят от изрядно надоевшей схемы описания жизни великих музыкантов, спортсменов, политиков и далее по списку. «Пророка» превратили в школьный урок для условного поколения TikTok, «Лермонтова» — в притчу о потерянных людях, уводящую саму личность в сторону от литературного творчества. За весь фильм поэт ни разу не возьмётся за перо и лишь однажды прочитает своё стихотворение — да и то почти шёпотом.
Конечно, стоит отметить, что смотреть картину нужно лишь тем, кто хотя бы немного знает биографию Лермонтова. Но, строго говоря, это относится к любому, кто доучился хотя бы до девятого класса. А про множество упомянутых имён и сложные взаимоотношения всех присутствующих в кадре можно прочитать и потом. Хотя зрителям, знакомым с историей, смотреть всё-таки будет интереснее: приятно понимать, что там делает родственник Пушкина и чем важна одежда Мартынова.
Сюжет настраивает на тишину и созерцание
Бакур Бакурадзе загорелся идеей фильма, когда оказался в Пятигорске на месте дуэли Лермонтова, после чего погрузился в изучение подробностей его биографии. В обзорах уже стало банальностью говорить, что сама природа — отдельный персонаж. Но Бакур Бакурадзе и раньше тяготел к медитативным работам, родственным стилю Вима Вендерса или Джима Джармуша.

Кадр из фильма «Лермонтов»
В данном случае место, где разворачивается действие, действительно создаёт особую атмосферу. Лермонтов погиб в середине лета, но биографическую картину можно назвать одним из самых осенних фильмов. Эта условность совершенно не вредит реализму, если только вы не пришли в кино специально, чтобы искать несоответствия.
Пейзажи здесь занимают немалую часть хронометража. Героев часто снимают средними и общими планами, чтобы зритель видел их в окружении желтеющих деревьев. Все лишние звуки убирают, оставляя только природный шум. В этом каждый может найти свои трактовки.
Геологические слои на горах, которые когда-то восхищали самого Лермонтова, напоминают, что они на этом месте уже тысячи лет — и простоят ещё столько же. Опадающая листва намекает на умирание природы — но ведь весной она переродится, в отличие от погибшего человека. Негромкие звуки воды или ветра прерываются грохотом повозки или оглушительным выстрелом. Будто только люди наводят суету в этих спокойных местах.

Кадр из фильма «Лермонтов»
Если задуматься об этом, можно даже сцены с собаками трактовать как тот факт, что животные не склонны к бессмысленной вражде. Ведь на самом деле конфликт поэта и Мартынова мелочен, о чём пытаются напомнить все окружающие.
А если не хочется, эти моменты можно вообще никак не объяснять. Если воспринимать фильм «Лермонтов» как медитацию с путешествием по природе, он остаётся прекрасным.
Неспешность позволяет подумать о судьбе
При разговоре о фильме «Лермонтов» неизбежно попадаешь в ловушку: труднее всего словами объяснить отсутствие чего-либо. Но это «отсутствие» и наполняет происходящее смыслом. Ведь если просто пересказывать действие, кажется, что здесь люди просто ходят и разговаривают на фоне пейзажей. А в конце героя убивают — тут даже спойлера не может быть.

Кадр из фильма «Лермонтов»
Но «Лермонтов» при всей его неспешности и тишине — более наполненный фильм, чем другие биографии, рассказывающие про всю жизнь какого-то человека. Просто здесь всё важное, как и в жизни, спрятано в мелочах. Герои обсуждают погоду или проехавшего мимо соседа. И тут же, будто не меняя настроения, авторы показывают, как друзья Мартынова и Лермонтова обсуждают возможность отменить дуэль. Среди сплетен и слухов раскрывают повод для конфликта, а потом и его истинные причины. История постепенно складывается, словно пазл, из обрывков разговоров и просто взглядов.
А среди всего этого, ещё более тонко и незаметно, говорят о трагедии самого поэта. Бакурадзе во время съёмок объяснял в интервью, что Лермонтов для многих — гораздо более абстрактная и мифическая фигура, чем Пушкин. Фильм избавляет героя от стереотипного клейма «великого классика». Но из-за этого герой мог бы легко превратиться в язвительного мерзавца: Лермонтов и правда нарывался на неприятности.
Но в картине заглядывают чуть глубже. Пока одни с иронией бросают «Он ненавидит всех», другие отвечают: «Он ранимый человек». Сам же поэт просто объясняет: «Я чувствую всё». И тут идея пригласить на главную роль Озолина начинает казаться разумным ходом: комики часто прячут за публичными шутками травмы и трагедии.

Кадр из фильма «Лермонтов»
Не тем же самым занимался Лермонтов, иронизируя над всеми близкими и пытаясь вывести каждого из равновесия? Была ли в этом настоящая злоба или просто попытка растормошить окружающих? Герой постоянно перескакивает с мрачных размышлений на шутки, ни его собеседники, ни зритель не поймут, где же он настоящий.
Или поиск конфликта стал чем-то вроде самоубийства? Рассказывая параллельно о дне Лермонтова и Мартынова, Бакурадзе создаёт контраст между фатализмом одного и сухостью другого. Поэт не мог сдерживать своё желание задеть, офицер не способен это принять и стерпеть. И лишь в самом финале, будто в отрыве от всего остального фильма, режиссёр позволяет небольшое отступление, которое чуть ярче раскрывает сложную натуру классика. Забавно, что делают это на самом смешном и даже пошлом примере.

Кадр из фильма «Лермонтов»
Как ни глупо и наивно это звучит, но в момент, когда Мартынов слишком долго тянет с выстрелом, в голову закрадывается мысль: «А вдруг». Значит, режиссёр всё сделал правильно: заставил увидеть в экранных героях не персонажей из учебника, а людей, за которых просто волнуешься, каждого из которых понимаешь.
Фильм «Лермонтов» — необычный взгляд не только на всем известную личность, но и на биографии как таковые. В кино уже не раз брали небольшой отрывок из жизни знаменитостей. Но Бакур Бакурадзе не постеснялся сделать сюжет максимально субъективным и неспешным, чтобы зритель смог чуть-чуть пожить вместе с этими людьми, подслушать их разговоры и заглянуть в глаза каждому из участников конфликта.
Делимся рецензиями на новинки🎥«Монстр: История Эда Гина» с Чарли Ханнэмом — сериал про маньяка, ставшего поп-культурным идолом3 причины посмотреть «Битву за битвой» с Леонардо Ди Каприо — будущую классику кинематографа«Хроники русской революции» с Юрой Борисовым — неуклюжий дневной сериал вместо масштабной саги«Бар „Один звонок“» — остроумное и трогательное возвращение Данилы Козловского«Альтер»: стоит ли смотреть ироничную антиутопию со звездой «Гарри Поттера»
Источник


